Хадисы Пророка Мухаммада

Хадис
 

Сообщается, что ’Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям1 и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести2, и поэтому переселявшийся3ради чего-нибудь мирского или ради женщины4, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся»»5.

Передают со слов ’Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) аль-Харис ибн Хишам, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха (с.а.с.): «О, посланник Аллаха! Как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Временами приходящее ко мне, подобно звону колокольчика1, что является для меня наиболее тяжким2, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстает передо мной в образе человека3 и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит»4. ’Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «И мне приходилось видеть, как в очень холодные дни ему ниспосылались откровения, а после завершения ниспослания со лба его всегда лился пот».

Сообщается, что мать правоверных ’Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ниспослание откровений Посланнику Аллаха (с.а.с.) началось с благого видения во сне 1. И чтобы ему ни приснилось, это неизменно исполнялось, подобно приходу утренней зари2. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира3, где занимался делами благочестия4, что выражалось в поклонении (Аллаху) в течение многих ночей5, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого припасы, а потом возвращался к Хадидже6, да будет доволен ею Аллах, и брал все, что ему было нужно для нового такого же уединения. (Это продолжалось до тех пор), пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился ангел и велел: «Читай!» – на что он (с.а.с.) ответил: «Я не умею читать!» (Пророк (с.а.с.)) сказал: «Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: «Читай!» Я сказал: «Я не умею читать!» Он во второй раз сжал меня так, что я (опять) напрягся до предела, а затем отпустил и велел: «Читай!» – и я (снова) сказал: «Я не умею читать!» Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой – щедрейший…»7»».

(’Аиша сказала): «И Посланник Аллаха (с.а.с.), сердце которого трепетало (от страха), вернулся с этим8, вошел к Хадидже бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, и сказал: «Укройте меня, укройте меня!» Его укрыли, (и он оставался в подобном положении), пока страх его не прошел. После чего он сказал Хадидже: («Что со мной?»), сообщил ей обо всем (и сказал): «Я испугался за себя!»9 Хадиджа сказала: «Нет, нет! (Радуйся.) Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, (говоришь правду), помогаешь нести бремя (слабому) и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы!»10 А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Вараке ибн Науфалю ибн Асаду ибн ’Абд аль-’Уззе (ибн Кусайу), который в эпоху невежества принял христианство11, он использовал для своих записей письменность иудеев, выписывал из Евангелия12 то, что было угодно Аллаху, и (к тому времени) являлся уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: «О, сын моего дяди! Выслушай своего племянника!» Варака спросил его: «О, племянник! Что ты видишь?» – и Посланник Аллаха (с.а.с.) сообщил ему о том, что он видел.

Варака сказал: «Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе!13 О, если бы я был молод (в эти дни) и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!» Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил: «А разве они будут изгонять меня?» Варака ответил: «Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принес с собой ты, с ним всегда враждовали14, но если я доживу до твоего дня15, то буду помогать тебе, как только смогу!» Однако Варака вскоре умер, и в то время откровения временно прекратились».

Сообщается, что Джабир ибн ’Абдуллах аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывавший о периоде, когда (временно) прекратились откровения, среди прочего сказал: («Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:) «Как-то раз я шел (по дороге) и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел явившегося ко мне (в пещеру на горе) Хира ангела, который (на этот раз) сидел на троне между небом и землей. Я испугался его, вернулся (домой) и сказал: «Укройте меня, укройте меня!» – после чего Аллах Всевышний ниспослал (аяты, в которых говорилось): «О, завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть4, и идолов сторонись…»5». А после после этого откровения возобновились с новой силой и стали приходить одно за другим.

Сообщается, что, толкуя слова Всевышнего:«Не шевели языком своим, повторяя (Коран), чтобы поскорее запомнить…»1, Ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) всегда испытывал напряжение во время ниспослания (откровений), что заставляло его шевелить губами»2. Ибн ’Аббас сказал: «И я пошевелю губами также, как делал это Посланник Аллаха (с.а.с.)».

(Ибн ’Аббас сказал): «И Аллах Всевышний ниспослал: «Не шевели языком своим, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить это! Поистине, это Нам надлежит собрать и прочесть его»3». Ибн ’Аббас сказал: «(Это означает) Он соберет его для тебя в твоем сердце так, чтобы ты смог читать его». (Что же касается слов) Аллаха Всевышнего «А когда Мы прочитаем его, следуй его чтению»4, то (Ибн ’Аббас) сказал: «(Это означает) слушай его внимательно и соблюдай молчание». Аллах Всевышний сказал: «Далее, поистине, надлежит Нам разъяснить его»5. Ибн ’Аббас сказал: «(Это означает) далее, надлежит Нам сделать так, чтобы ты читал его6. И после этого Посланник Аллаха (с.а.с.) всегда выслушивал Джибриля, когда тот являлся к нему, а после того как Джибриль уходил, Пророк (с.а.с.) читал (аяты Корана) так же, как читал их он».

6 (6). Сообщается, что Ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) был щедрейшим из людей (в благе), а наибольшую щедрость проявлял он в рамадане, когда с ним встречался Джибриль, мир ему. Во время (месяца) рамадан он встречался с ним каждую ночь, повторяя с ним Коран1, и, поистине, (когда с ним встречался Джибриль) Посланник Аллаха (с.а.с.) был более щедр на все благое, чем вольный ветер»2

Передают со слов ’Абдуллаха ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Абу Суфйан ибн Харб1, да будет доволен им Аллах, сообщил ему о том, что Ираклий2 послал за ним, когда он сопровождал караван курайшитов. Они занимались торговыми делами в Шаме, и это было в то время, когда Посланник Аллаха (с.а.с.) заключил перемирие3 с Абу Суфйаном и (другими) неверующими курайшитами. (Абу Суфйан вместе со своими товарищами) прибыл к императору в Илийу4, где Ираклий, находившийся в окружении знатных людей Византии, призвал их ко двору. Подозвав к себе их и своего толмача, он спросил: «Кто из вас приходится самым близким родственником человеку, утверждающему, что он – пророк?» Абу Cуфйан сказал: «Я ответил: «Самым близким из них к нему являюсь я». Тогда он сказал: «Подведите его поближе ко мне, а его товарищей поставьте у него за спиной», и велел своему толмачу:«Скажи им, что я буду спрашивать его о том человеке, и, если он солжет мне, пусть они уличат его во лжи». И, клянусь Аллахом, если бы я не стыдился того, что потом они станут рассказывать о моей лжи, то обязательно сказал бы о нем неправду!5 Затем (Ираклий) задал мне о нем первый вопрос: «Каково его происхождение среди вас?» Я ответил: «Он благородного происхождения». Он спросил: «Заявлял ли кто-нибудь из вас нечто подобное раньше?»6 Я ответил: «Нет». Он спросил: «Был ли кто-нибудь из его предков правителем?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «А кто следует за ним, знатные люди7 или простые?» Я ответил: «Скорее простые». Он спросил: «Число их увеличивается или уменьшается?» Я ответил: «Увеличивается». Он спросил: «А отступает ли кто-нибудь из принявших его религию из-за недовольства ею?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Приходилось ли вам обвинять его во лжи до того, как он заявил об этом?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Не свойственно ли ему вероломство?» Я ответил: «Нет, но у нас с ним сейчас перемирие, и мы не знаем, что он делает», и больше ничего не смог добавить к сказанному8. Он спросил: «Приходилось ли вам сражаться с ним?» Я ответил: «Да». Он спросил: «И чем же заканчивались ваши сражения?» Я ответил: «Война между нами шла с переменным успехом: он побеждал нас и мы побеждали его». Он спросил: «Что он велит вам делать?» Я ответил: «Он говорит: «Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь больше никому наряду с Ним и отрекитесь от того, что говорили ваши предки»9, и еще он велит нам молиться, говорить правду10, быть добродетельными и поддерживать связи с родственниками, (исполнять договора и возвращать вверенное)». Тогда он велел толмачу сказать мне: «Я спросил тебя о его происхождении, и ты ответил, что он принадлежит к знатному роду, но и все (прежние) посланники принадлежали к знатным родам своих народов11. И я спросил тебя, не говорил ли кто-нибудь из вас подобного до него, ты же ответил, что нет, и я подумал, что если бы кто-нибудь уже заявлял об этом до него, то я решил бы, что этот человек просто повторяет сказанное до него кем-то. Еще я спросил тебя, был ли кто-нибудь из его предков правителем. Ты ответил, что нет, и я подумал, что если бы он являлся потомком владык, то я решил бы, что этот человек стремится вернуть себе свои родовые владения. Еще я спросил тебя, не приходилось ли вам обвинять его во лжи, прежде чем он стал говорить то, что говорит, а ты ответил, что нет, и мне стало ясно, что если он не клеветал на людей, то не станет возводить ложь и на Аллаха. Еще я спросил тебя, знатные люди последовали за ним или простые, и ты сказал, что простые, но именно они и становятся последователями посланников12. Еще я спросил тебя, увеличивается их число или уменьшается, и ты сказал, что увеличивается, но именно таким и должно быть положение веры, пока оно не достигнет совершенства. Еще я спросил тебя, отступается ли от его религии кто-нибудь из принявших ее из-за недовольства ею, и ты ответил, что нет. Но так и бывает, когда радость веры проникает в сердца, (и тогда никто не становится недовольным). Еще я спросил тебя, не свойственно ли ему вероломство, и ты ответил, что нет, а посланники никогда не поступают вероломно13. Еще я спросил тебя о том, что он велит вам делать, и ты ответил, что он велит вам поклоняться Аллаху и не поклоняться никому больше наряду с Ним, и запрещает вам поклоняться идолам, и велит вам молиться, говорить правду и быть добродетельными, и если ты говоришь правду, это значит, что он обязательно овладеет тем, что ныне принадлежит мне14. Я знал, что он должен появиться15, но не предполагал, что он окажется одним из вас. Если бы я был уверен, что сумею добраться до него, то обязательно постарался бы встретиться с ним16, а если бы встретился, то непременно омыл бы ему ноги!»17 А потом он потребовал подать себе послание Посланника Аллаха (с.а.с.), с которым Дихйа18 был направлен к наместнику Бусры19, и тот подал его Ираклийу, который прочитал там следующее: 

«C именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

От Мухаммада, раба Аллаха и Его Посланника, Ираклийу, главе Византии20.

Мир тому, кто следует правильным путем21.

А затем, поистине, я призываю тебя к Исламу! Прими Ислам, и ты спасешься, а Аллах удвоит твою награду22; если же ты откажешься, тогда на тебя будет возложено бремя греха (твоих) крестьян!23 И (я скажу тебе то, что сказал Аллах): «О, обладатели Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». А если они откажутся, то скажите: «Засвидетельствуйте, что мы – мусульмане»24»».

Абу Суфйан сказал: «Когда (Ираклий) закончил читать это послание, сказав то, что сказал, в его собрании стало шумно и поднялся крик, а нас вывели (оттуда), после чего я сказал своим товарищам, (когда остался с ними наедине): «Ибн Абу Кабша25 стал столь важным человеком, что его боится даже владыка бану аль-асфар26!» С тех пор я был уверен, что он одержит верх, а в конечном итоге Аллах привел меня к Исламу».

(Передатчик этого хадиса аз-Зухри сказал): «Ибн ан-Натур был наместником Илийи, сподвижником Ираклийа и епископом христиан Шама. (Ибн ан-Натур) сообщает, что однажды, прибыв в Илийу27, Ираклий проснулся утром в столь дурном расположении духа, что некоторые из его патрикиев28 даже сказали ему: «Нам не нравится твой вид!» Ибн ан-Натур сказал: «Ираклий же был прорицателем и астрологом и сказал им в ответ на их вопросы (о причине его дурного настроения): «Наблюдая за звездами этой ночью, я увидел, что владыка (совершающих) обрезание одержал победу29, (и я хочу знать), кто из людей делает обрезание?» Ему ответили: «Никто, кроме иудеев30, но они не должны беспокоить тебя. Направь послания в разные города твоего царства, чтобы там перебили всех иудеев!» Между тем к Ираклийу привели человека, которого послал к нему правитель из числа гассанидов31, чтобы передать с ним известия о Посланнике Аллаха (с.а.с.). Расспросив гонца, Ираклий велел (своим слугам): «Пойдите и проверьте, обрезан он или нет». Они осмотрели (гонца) и доложили Ираклийу, что тот обрезан, и тогда Ираклий стал расспрашивать его об арабах. (Гонец) сказал: «Они (тоже) делают обрезание». (Выслушав его), Ираклий сказал: «Теперь выяснилось, что это владыка этих людей!»32 А затем Ираклий написал письмо в Рим своему другу, который обладал такими же познаниями, как и он сам, после чего он отправился в Химс33 и не покидал этого города до тех пор, пока не получил от своего друга ответное послание, в котором тот писал, что разделяет мнение Ираклийа о появлении пророка и о том, что (он действительно является) пророком. После этого Ираклий призвал знатных людей Византии явиться в его дворец в Химсе, когда же они собрались, велел запереть ворота. Затем он вышел (к ним) и сказал: «О, византийцы! Если вы хотите преуспеть и встать на путь истинный и желаете, чтобы ваше царство устояло34, присягните этому Пророку!» (Услышав эти слова), они, подобно диким ослам35, бросились к воротам, но обнаружили, что ворота заперты. Поняв, что им ненавистны (его слова) и потеряв надежду на то, что они уверуют (Ираклий) велел: «Приведите их ко мне!» – (а когда те вернулись), он сказал: «Поистине, я говорил это только для того, чтобы проверить силу вашей приверженности к вашей религии, а теперь я увидел (у вас то, что мне любо)!» И тогда они склонились перед (Ираклийем) до земли, ибо остались довольны им, и это было последним в деле Ираклийа»36.

Сообщается, что Ибн ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха; выстаивании (обязательной) молитвы; выплате закята1; совершении хаджа и соблюдении поста в рамадане»»2.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Вера (включает в себя) более1 шестидесяти2 частей, а стыдливость3 – (одно из) ответвлений веры».

Передают со слов ’Абдуллаха ибн ’Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Мусульманин – это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками1;

мухаджиром же является тот, кто прекратил совершать запрещенное Аллахом2».

Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды люди) спросили: «О, посланник Аллаха! Чей Ислам является наилучшим?» Он ответил: «(Ислам) того, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками»».

Сообщается, что ’Абдуллах ибн ’Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Один человек спросил Пророка (с.а.с.): «Какое проявление Ислама является наилучшим?» Он ответил: «(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь»»1.

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Не уверует1 никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (мусульманину) того же (из блага), чего желает самому себе»2.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя1, не уверует никто из вас2, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца и своих детей3».

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще»1.

← Предыдущая Следующая → 1 2
Показаны 1-15 из 16