Хадис № 1 (1)

Сборник хадисов: «Мухтасар сахих аль-Бухари» аль-Латифа аз-Зубайди

1. Начало откровений.
Глава 1: О том, как откровения начали ниспосылаться Посланнику Аллаха (с.а.с.)
Текст хадиса:

Сообщается, что ’Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям1 и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести2, и поэтому переселявшийся3ради чего-нибудь мирского или ради женщины4, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся»»5.

Пояснения к хадису:

1 Абу ’Абдуллах (аль-Бухари) сказал: «Среди повествований Пророка (с.а.с.) нет более объемлющего, более удовлетворяющего и более полезного, чем этот хадис». Другие мухаддисы согласились с ним, и одни из них сказали, что данный хадис составляет треть Ислама, а другие – его четвертую часть. ’Абд ар-Рахман аль-Махди сказал, что он входит в тридцать глав знания, а аш-Шафи’и сказал – в семьдесят. Аль-Байхаки объяснил, что данный хадис является третьей частью знания, следующим образом:

Деяния раба Аллаха осуществляются его сердцем, языком и органами тела, а намерение является одной третьей и самой предпочтительной частью этого. Ибо деяние иногда представляет собой самостоятельное поклонение, а другие части зависят от него. Слова же имама Ахмада указывают на то, что под третьей частью знания он имел в виду одно из трех правил, к которым имеют отношение все предписания Ислама. Это данный хадис: «Кто совершит деяние, которое мы не повелевали, тот отвергнут». А также хадис: «Дозволенное очевидно, и запретное очевидно …».

В этом хадисе имеются в виду деяния двух типов творений: людей и джиннов, на которых возложена обязанность поклонения. И, очевидно, что деяния каждого человека имеют свои последствия: кто совершит праведное деяние, получит награду, а кто совершит деяние, которое не повелевает Аллах, тот наказан. Так как дозволенное очевидно и запретное очевидно. Что касается неверующих людей, то освобождение ими раба и их милостыня не отвергаются, поскольку тому существует другое доказательство. В хадисе имеется в виду либо «деяния с намерениями» либо «деяния определяются намерениями», как будто намерения являются причиной деяний. В первом случае намерения относятся к самим деяниям, и поэтому ставится условие, чтобы они не отставали от них. Данный хадис не подразумевает, что при отсутствии намерения отсутствует деяние, ибо иногда бывает деяние без намерения. Здесь имеется в виду отсутствие действительности деяния, что более верно, либо отсутствие его совершенства. Ибн Хаджар сказал, что его учитель шейх аль-ислам (аль-Булькыни) сказал: «Наиболее прекрасным предположением является то, что деяние следует за намерением». Под словом «деяние» подразумевается деяние органов, даже языка, поэтому слова также относятся сюда, хотя и в переносном виде. Очевидно, что под намерением имеется в виду намерение деяния. Поэтому обращается внимание на намерение с точки зрения, например, намерение молитвы или чего-то другого, обязательной или добровольной молитвы, зухр или ’аср, сокращенной или несокращенной. См. «Фатх аль-Бари».

2 Его слова «Каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести». Ибн ас-Сам’ани в своей книге «Амали» сказал: «Отсюда следует, что за деяния, которые (сами по себе) не являются поклонением, нет награды, если только их совершающий не намеревается приблизиться к Аллаху, как, например, если будет намерение употреблением еды обрести силу для поклонения». Другой ученый сказал, что из этого следует, что замещение не имеет отношения к намерению, что является основой. Поэтому, например, опекун не может совершить намерение вместо ребенка, ибо это противоречит основе. Что касается оставления деяния, как например, оставление ослушания Аллаха, то за это полагается награда лишь в том случае, если оставивший ослушание сделал это из-за боязни Всевышнего, подчиняясь Его велению, а не просто оставил его, не задумываясь о том, что это ослушание. См. «Фатх аль-Бари».

3 Переселение («хиджра») – это оставление. «Хиджра» к чему-либо – это переход к нему от чего-либо другого. В шариате «хиджра» означает оставление того, что запретил Аллах. В Исламе «хиджра» произошла в двух видах. Первый – это переселение из страны опасности в страну безопасности, как это случилось в двух переселениях в Эфиопию и начале переселения из Мекки в Медину. Второй вид – переселение из страны неверия в страну веры, что произошло после того, как Пророк (с.а.с.) обосновался в Медине, и к нему переселились мусульмане, имевшие возможность осуществить это. При этом переселение было свойственно лишь для Медины, и это продолжалось вплоть до освобождения Мекки. Затем свойственность переселения в Медину отпала, и оно осталось всеобщим переселением из страны неверия тому, кто способен на это. См. «Фатх аль-Бари».

4 Частное упоминание женщины после общего смысла слова «мирское» связано с тем, что искушение женщиной более сильное. Ибн Хаджар сказал, что хотя цепочка сообщения Са’ида ибн Мансура и ат-Табарани с собственных слов Ибн Мас’уда о том, что один мужчина переселился в Медину для женитьбы на женщине, которую звали Умм Кайс, достоверно согласно условиям обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима), однако в нем не говорится о том, что данный хадис о намерении в делах был высказан по этой причине. Также он сказал, что не видел ни в одном из путей явного высказывания об этом. См. «Фатх аль-Бари».

5 Эта версия укорочена, и в других версиях после слов: «Каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести», – сказано: «Кто переселится ради Аллаха и Его Посланника, его переселение будет ради Аллаха и Его Посланника». Если он переселился искренне ради Аллаха, то его награда будет выше награды того, кто переселился ради Аллаха и Его Посланника, а также ради женитьбы. Его награда будет также выше переселившегося ради женитьбы, но не под видом искреннего переселения, хотя тот и получит награду, поскольку женитьба – дозволенное действие, за которое полагается награда. Здесь порицается лишь переселение ради женитьбы под видом искреннего переселения. Что касается того, кто намерился совершить поклонение, а потом смешал его с тем, что изменит его искренность, то Абу Джа’фар ибн Джарир ат-Табари сказал, что большинство

предшественников считало, что здесь принимается во внимание начало. И если его начало было искренним, то последующее не вредит.

Этот хадис привели в качестве доказательства тому, что недозволено начинать действие до узнавания его предписания. Ибо в хадисе содержится отрицание действия без намерения, а намерение совершения чего-либо недействительно без знания его предписания. Также его привели в качестве довода тому, что обязанность не возлагается на находящегося в неведении, ибо намерение требует знания об искомом, а у невежды нет намерения.

Кроме того, этот хадис привели в качестве аргумента тому, что если лицо, заслуживающее доверия, сообщит о чем-либо случившемся на собрании, о чем остальные участники собрания не могли не знать, но все же они не упомянули об этом, то это не вредит его добросовестности. Ибо лишь один ’Алькама передал о том, что ’Умар рассказал об этом хадисе в проповеди на минбаре, а сообщения остальных рассказчиков (на уровне ’Алькамы) об этом недостоверны. Из данного хадиса также ясно, что для того, что не является деянием, не ставится условие наличие намерения. К примеру, для совмещающего две молитвы во время первой молитвы не ставится условие намерение совмещения, поскольку совмещение не является (самостоятельным) деянием, а деянием является лишь молитва. Это мнение усиливается тем, что Пророк (с.а.с.) объединил молитвы в походе на Табук, и не упомянул об этом молившимся позади него. Если бы данное намерение было условием, то он непременно дал бы им знать об этом. Также в хадисе есть указание на то, что придается внимание не причине высказывания, а общему смыслу этого высказывания. См. «Фатх аль-Бари».

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...