Хадис № 2 (2)

Сборник хадисов: «Мухтасар сахих аль-Бухари» аль-Латифа аз-Зубайди

1. Начало откровений.
Глава 1: О том, как откровения начали ниспосылаться Посланнику Аллаха (с.а.с.)
Текст хадиса:

Передают со слов ’Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) аль-Харис ибн Хишам, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха (с.а.с.): «О, посланник Аллаха! Как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Временами приходящее ко мне, подобно звону колокольчика1, что является для меня наиболее тяжким2, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстает передо мной в образе человека3 и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит»4. ’Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «И мне приходилось видеть, как в очень холодные дни ему ниспосылались откровения, а после завершения ниспослания со лба его всегда лился пот».

Пояснения к хадису:

1 Одни сказали, что это голос ангела, который вначале, до понимания смысла его слов представляется звоном. Другие же сказали, что это шум, издававшийся крыльями ангела. См. «Фатх аль-Бари».

2 Ибо понимать речь, похожую на звон тяжелее, чем обычную речь. Аль-Булькыни сказал, что причиной этого является то, что великая речь имеет предвестников, указывающих на ее величие для обращения на него внимания. Некоторые также сказали, что ему было тяжело сосредоточить свое сердце для большего внимания к слышимому. См. «Фатх аль-Бари».

3 Чтобы было привычно тому, к кому обращена речь. Под ангелом здесь имеется в виду Джибриль, мир ему, как это явно сказано в версии Ибн Са’да. См. «Фатх аль-Бари».

4 Были и другие виды откровения, как представание ангела Джибриля в своем истинном обличье с шестистами крыльями, его представание на троне между небом и землей с закрыванием горизонта, представание его в образе сподвижника Пророка (с.а.с.) по имени Дихйа, в образе бедуина, откровение в виде жужжания пчел, вдыхание в сердце, вдохновение, благой сон, беседа (с Аллахом) в ночь переноса без посредников. Однако, в данном хадисе указаны два вида откровений, которые чаще остальных случались у Пророка (с.а.с.). Но, возможно, что остальные виды откровения стали происходить после того, как был задан этот вопрос в хадисе. Либо ангел появлялся в своем истинном обличье не для откровения. Или же он появлялся в своем обличье, и при этом был слышен звон колокольчика, т.к. Пророк (с.а.с.) описал ниспослание откровения, а не носителя откровения. Также жужжание пчел не противоречит звону колокольчика, ибо присутствующие слышали жужжание, как в хадисе ’Умара, а Пророк (с.а.с.) слышал звон колокольчика. Из этого хадиса следует, что вопрос для успокоения сердца не вредит убежденности. Также дозволено спрашивать у пророков об их откровении и других состояниях. См. «Фатх аль-Бари».

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...