Хадис № 3 (3)

Сборник хадисов: «Мухтасар сахих аль-Бухари» аль-Латифа аз-Зубайди

1. Начало откровений.
Глава 1: О том, как откровения начали ниспосылаться Посланнику Аллаха (с.а.с.)
Текст хадиса:

Сообщается, что мать правоверных ’Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ниспослание откровений Посланнику Аллаха (с.а.с.) началось с благого видения во сне 1. И чтобы ему ни приснилось, это неизменно исполнялось, подобно приходу утренней зари2. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира3, где занимался делами благочестия4, что выражалось в поклонении (Аллаху) в течение многих ночей5, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого припасы, а потом возвращался к Хадидже6, да будет доволен ею Аллах, и брал все, что ему было нужно для нового такого же уединения. (Это продолжалось до тех пор), пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился ангел и велел: «Читай!» – на что он (с.а.с.) ответил: «Я не умею читать!» (Пророк (с.а.с.)) сказал: «Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: «Читай!» Я сказал: «Я не умею читать!» Он во второй раз сжал меня так, что я (опять) напрягся до предела, а затем отпустил и велел: «Читай!» – и я (снова) сказал: «Я не умею читать!» Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой – щедрейший…»7»».

(’Аиша сказала): «И Посланник Аллаха (с.а.с.), сердце которого трепетало (от страха), вернулся с этим8, вошел к Хадидже бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, и сказал: «Укройте меня, укройте меня!» Его укрыли, (и он оставался в подобном положении), пока страх его не прошел. После чего он сказал Хадидже: («Что со мной?»), сообщил ей обо всем (и сказал): «Я испугался за себя!»9 Хадиджа сказала: «Нет, нет! (Радуйся.) Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, (говоришь правду), помогаешь нести бремя (слабому) и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы!»10 А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Вараке ибн Науфалю ибн Асаду ибн ’Абд аль-’Уззе (ибн Кусайу), который в эпоху невежества принял христианство11, он использовал для своих записей письменность иудеев, выписывал из Евангелия12 то, что было угодно Аллаху, и (к тому времени) являлся уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: «О, сын моего дяди! Выслушай своего племянника!» Варака спросил его: «О, племянник! Что ты видишь?» – и Посланник Аллаха (с.а.с.) сообщил ему о том, что он видел.

Варака сказал: «Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе!13 О, если бы я был молод (в эти дни) и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!» Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил: «А разве они будут изгонять меня?» Варака ответил: «Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принес с собой ты, с ним всегда враждовали14, но если я доживу до твоего дня15, то буду помогать тебе, как только смогу!» Однако Варака вскоре умер, и в то время откровения временно прекратились».

Пояснения к хадису:

1 В котором нет несвязных снов. Это произошло для подготовки откровений наяву. Затем наяву Аллах подготовил его (с.а.с.) к откровениям видением света, слышанием звука и приветствием камня. См. «Фатх аль-Бари».

2 Под утренней зарей имеется в виду ее свет. Сон был уподоблен ей из-за ее несомненной ясности. См. «Фатх аль-Бари».

3 Хира – известная гора неподалеку от Каабы. Уединение освобождает сердце для восприятия. См. «Фатх аль-Бари».

4 Т.е. следовал единобожию – религии Ибрахима, мир ему. См. «Фатх аль-Бари».

5 Ибн Хаджар сказал, что этот срок – месяц, а Ибн Исхак передал, что это был месяц рамадан. См. «Фатх аль-Бари». Ибн Касир сказал в «ас-Сийра ан-набавиййа», что кроме Мухаммада ибн Исхака сообщение о том, что пророчество началось в месяц рамадан, передали ’Убайд ибн ’Умайр и другие. Кроме того, он сказал, что 185-ый аят суры «аль-Бакара» свидетельствует об этом: «В месяц рамадан был ниспослан Коран», а также хадис имама Ахмада от Васыли ибн аль-Аска’ о том, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Свитки Ибрахима были ниспосланы в первую ночь рамадана. Тора была ниспослана на 6-ой день рамадана. Евангелие было ниспослано на 13-ый день рамадана. Коран же был ниспослан на 24-ый день рамадана». Мухаддисы назвали это сообщение хорошим, сказав, что оно усиливается хадисом Ибн ’Аббаса у Ибн ’Асакира.

6 Хадиджа бинт Хувайлид ибн Асад ибн ’Абд аль-’Узза была первой женой Пророка (с.а.с.), матерью правоверных. См. «Фатх аль-Бари».

7 Сура «аль-’Аляк», 1-3 аяты.

8 С этими аятами или этим рассказом. См. «Фатх аль-Бари».

9 Смерти, либо болезни, либо длительного недуга. См. «Фатх аль-Бари».

10 В этом содержится дозволенность иногда хвалить человека в лицо, если в этом есть определенная польза. См. комментарий ан-Навави к «Сахиху» Муслима. Из этого рассказа можно сделать вывод о предпочтительности хорошего обхождения с тем, с кем случилось что-либо, напоминанием о благом, для его облегчения. А также желательность рассказать о случившемся тому, кто заслуживает доверия в наставлении и имеет верное мнение. См. «Фатх аль-Бари».

11 Когда ему стало ненавистно поклонение идолам, он ушел в Шам и в другие места в поиске истины и встретил там оставшихся священников, которые исповедовали религию ’Исы, мир ему, и не изменились (в этой религии). См. «Фатх аль-Бари».

12 В одной версии сказано: «На языке иудеев». В другой: «На арабском». И в этом нет противоречий, ибо он владел обоими языками. См. «Фатх аль-Бари».

13 Он не сказал «’Исе», потому что Мусе была ниспослана большая часть предписаний в отличие от ’Исы, мир им обоим. Также и Пророку (с.а.с.) (было ниспослано больше предписаний). Либо потому что Муса был направлен в качестве возмездия Фараону, и Пророк (с.а.с.) был отправлен в качестве возмездия Фараону этой общины – Абу Джахлю ибн Хишаму и его товарищам по Бадру. Либо потому что пророчество Мусы, мир ему, было единогласно подтверждено людьми Писания в отличие от ’Исы, мир ему, пророчество которого многие иудеи отрицали. См. «Фатх аль-Бари».

14 В этом содержится доказательство тому, что отвечающий приводит довод своему ответу, если этого требует ситуация. См. «Фатх аль-Бари».

15 До дня, когда тебя изгонят. См. «Фатх аль-Бари».

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...